Условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов
Учащиеся с ОВЗ
Всего детей с ОВЗ |
Из них: |
Из них: Дети – инвалиды с ОВЗ |
|||||
Нарушение речи/ ТНР |
Нарушение зрения |
ОДА |
Расстройство аутистического спектра/РАС |
ЗПР |
Нарушение слуха |
||
69 |
21 |
6 |
0 |
1 |
37 |
4 |
7 |
Учащиеся инвалиды
Всего по школе |
Инвалиды с ОВЗ |
Инвалиды |
14 |
7 |
7 |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ:
1. Логопедические компьютерные диски, программы:
Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
Логопедические упражнения. Рекомендации. Развивающие занятия.
Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал.
Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей.
Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс.
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс.
2. Использование презентаций учителем-логопедом, педагогом-психологом и учителями во время уроков и занятий.
По запросу родителей (законных представителей) учащимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются ПК для обучения в постоянное пользование.
Предоставление услуг помощника, оказывающего учащимся необходимую техническую помощь.
На уроках и во внеурочной деятельности при работе на ПК детям с ОВЗ и инвалидам по необходимости оказывается ассистентом техническая помощь.
Оказание психологической и консультационной помощи учащимся с ОВЗ
Педагог-психолог проводит:
- коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы – 3 человека, развитие высших психических функций – 3 человека.
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ.
- консультирование педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ.
Учитель-логопед проводит:
- коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ, которые направлены на развитие речи;
- консультации для родителей по вопросам развития речи детей с ОВЗ.
Созданы условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
-пандус на центральном входе
-специализированный санузел на первом этаже
-наличие в здании школы указателей для слабовидящих
-кнопка вызова персонала в кабинете охраны, а также перед входом в здание
-на территории школы оборудована парковочная зона на 2 места для лиц с ОВЗ и инвалидов
-в библиотеке имеются комплекты учебников для слабовидящих.
Информация о электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ обучающихся с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на общих основаниях. В школе обеспечивается полное покрытие беспроводной связью.
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым учащиеся имеют неограниченный доступ:
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам и другие
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Порядок об организации инклюзивного образования детей
Положение о классах инклюзивного обучения
Положение об адаптированных рабочих программах
Программа по ведению инклюзивного образования
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Информация для родителей о ТПМПК города Ханты-Мансийска
Обучение детей с нарушением слуха (из опыта работы)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для слабослышащих обучающихся
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих обучающихся
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 7-х и 8-х классов с ЗПР
Работа логопедического пункта МБОУ СОШ 5
Коррекционно-развивающая программа психолога и логопеда
Квест технологии в инклюзивном образовании
Развитие ассоциативного мышления учащихся
Индивидуально дифференцированный подход к учащимся на логопедичеких занятиях
Блиссимволы в коррекции речевых нарушений
БУКЛЕТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ЗПР
Памятка как общаться с людьми РАС
Программа педагога психолога по работе с детьми с нарушением слуха
Сеина Л. А. Эйдетика. Развиваем образную память младших школьников
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.
Принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Принципы инклюзивного образования
Сегодня процесс внедрения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья охватывает весь цивилизованный мир. По данным мировой статистики, инклюзивное образование является официально принятым направлением в области специального образования в 75% стран. Конечно, характер развития инклюзивного образования напрямую зависит от социально-экономических условий, образовательных традиций и весьма специфичен для каждой отдельно взятой страны. При этом у семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, должен быть выбор в получении образования: либо в условиях специального образовательного учреждения, либо в условиях общеобразовательного детского сада или школы в рамках инклюзивного образования.
Материалы на сайте Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры
Письмо Минобрнауки РФ о коррекционном и инклюзивном образовании детей
Постановление Правительства ХМАО – Югры о государственной программе «Доступная среда»
Помощь людям с РАС и ментальными нарушениями
На сайте Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создан раздел «Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (http://www.depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/ ).
Дети с расстройством аутистического спектра
Комплексная психолого-педагогическая коррекция детей с РАС
Памятка для родителей "Комплексная помощь детям с РАС и другими ментальными нарушениями в ХМАО-Югре"